Общее число просмотров киберспортивных турниров выросло с 2017 года почти в три раза. По данным, предоставленным Escharts, количество просмотренных часов в 2017 году насчитывало 966 миллионов, а в 2022 году уже 2,8 миллиарда — рост составил почти 300%.
Основные выводы из отчета Escharts:
- Общее количество часов просмотра турниров по киберспорту выросло примерно в три раза с 2017 года;
- Рост зрительской аудитории киберспорта не равномерный: разные регионы и игры демонстрируют разный уровень роста;
- Среди “большой тройки” (League of Legends, CS:GO, Dota 2) с 2017 по 2022 год наблюдался небольшой рост (13%), который говорит о возможной стагнации — постепенно нащупывается предел зрительского интереса к ПК-играм;
- Основным драйвером роста стали зрители мобильного киберспорта: с 0,5% от общего количества часов просмотра в 2017 году до 28% в пиковом 2021 году.
В данной статье мы проанализируем факторы, повлиявшие на динамику зрительского интереса.
Развитие технологий
Одной из основных причин роста аудитории является развитие технологий. В частности, именно благодаря технологиям растет интерес к мобильному киберспорту, так как более мощные смартфоны позволяют играть в более продвинутые игры. И хотя смартфоны появились давно, киберспортивные турниры по мобильным играм лишь в 2017 году достигли отметки в 1 миллион часов просмотров.
Не менее существенным фактором роста является развитие стриминговых сервисов. За указанный период (2017-2022) в интернете стало больше платформ и сервисов для просмотра игровых стримов. Так, например, в 2018 году, вдобавок к существующим гигантам YouTube и Twitch появился Facebook Gaming.
Новые игры
Еще один важный фактор роста аудитории киберспорта — появление новых игр. Проверенные бойцы кибер сцены — League of Legends, Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive — хотя и продолжили набирать аудиторию, на большой дистанции показали стагнацию. Этим пользуются разработчики новых тайтлов. Во многом благодаря таким новинкам как PUBG Mobile, Free Fire, Mobile Legends: Bang Bang и Arena of Valor, турниры по мобильному киберспорту повысили долю просмотров с 0,5% в 2017 году до 28,3% в 2021.
Фактор пандемии в развитие киберспорта в мире
На рост и динамику аудитории киберспорта воздействуют и сторонние факторы. Пандемия COVID-19 оказала большое влияние на различные отрасли по всему миру. Киберспорт здесь не стал исключением. В условиях карантина, мер социального дистанцирования и ограничений, людям пришлось адаптироваться к новой реальности, проводя больше времени в закрытых стенах и полагаясь на онлайн-платформы для развлечений.
Поскольку традиционные спортивные мероприятия отменялись, киберспортивные турниры заполняли пустоту, давая болельщикам альтернативный источник соревнований.
В итоге индустрия игр и киберспорта получила ощутимый прирост аудитории, пик которого пришелся на 2021 год — суммарно количество просмотренных часов составило 3,1 млрд. Однако, после отмены ковидных ограничений, в 2022 году случился незначительный, но закономерный отток зрителей: количество часов просмотров сократилось до 2,8 млрд.
Рост призовых фондов и профессионализма игроков
И наконец, при анализе роста аудитории нельзя не учитывать роль денег: как спонсорских, так и призовых. Стремительный рост гонораров сделал киберспорт более привлекательным для аудитории. Крупнейшие турниры стали предлагать многомиллионные призовые, что не могло не отразиться на численности зрителей.
Увеличение спонсорских вливаний и призовых фондов стимулировало повышение уровня профессионализма игроков. Это, в свою очередь, повысило конкуренцию между игроками и усилило напряжение в борьбе за призы: за такой азартной игрой стало еще интереснее наблюдать! Профессиональный рост спортсменов повысил статус киберспорта в глазах аудитории.
Таким образом, рост зрительского интереса к киберспорту обусловлен разными факторами. В числе основных — развитие технологий и появление новых жанров, которые позволили мобильному киберспорту сместить привычные ПК и консольные игры с привычных высот. Возможно, в будущем мы увидим новые дисциплины в киберспорте, которые сделают его еще популярнее.